Плюсы и минусы дистанционного обучения: взгляд студента УрГЭУ


DDD12345678В Уральском государственном экономическом университете преподаватели на протяжении длительного периода времени работают в таких электронных образовательных информационных системах, как: «E-learning», «MS Teams», «Zoom» и др. Преподавателями университета разработаны электронные учебно-методические комплексы учебных дисциплин, которые постоянно актуализируются и обновляются на сайте вуза «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР).
Онлайн-обучение с применением дистанционных технологий является актуальным и своевременным в условиях сложной ситуации пандемии в мире и стране, когда обучение студентов в самоизоляции стало реальностью.
Нами был проведен экспресс-опрос среди студентов УрГЭУ (1-2 курсы направления обучения «Менеджмент») на тему «Плюсы и минусы дистанционного обучения». Результаты опроса позволяют сказать о том, что дистанционное обучение не может быть оценено и воспринято однозначно: либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус».

Плюсы: 1) экономия времени, денег и нервов (можно поспать на час подольше, не тратиться на проезд, не толкаться в транспорте); 2) самостоятельная организация времени; 3) можно совместить прослушивание лекций с механической работой (порезать салат, накормить кота); 4) возможность списаться в чате/в Тимсе/ в ЭОР с преподавателем и обсудить вопросы; 5) возможность использовать электронные образовательные материалы в то время, когда тебе удобно; 6) домашняя обстановка (находишься в родном городе, со своей семьей); 7) нормальное питание (потому что в университете постоянные очереди или вообще нет времени, чтобы поесть).
Минусы: 1) очень большой объем заданий, дедлайны; 2) постоянно находишься перед ноутбуком, большая утомляемость, сидячий образ жизни, ухудшение зрения, осанки, «компьютерное излучение»; 3) дистанционно не всегда всё понятно, в живом общении проще объяснить; 4) возможные проблемы с техникой (нет нужных программ, интернета); 5) не вижу своих друзей, не гуляю с ними; 6) отсутствие внешнего контроля и самодисциплины может привести к невыполнению заданий; 7) несоблюдение режимов сна и питания, переедание.
Следует отметить, что для успешного онлайн-обучения необходимы как определенные свойства личности (самоконтроль, самодисциплина, ответственность), так и социально-психологические основания в рамках коммуникации, когда живое общение замещается интернет-коммуникацией.